The Curious Case of Benjamin Button\Загадочная история Бенджамина Баттонагод 2008 страна США слоган «I was born under unusual circumstances.» режиссер Дэвид Финчер сценарий Эрик Рот, Робин Суикорд, Ф. Скотт Фитцджеральд продюсер Чен Чаффин, Джим Дэвидсон, Кэтлин Кеннеди, ... оператор Клаудио Миранда композитор Александр Деспла жанр фэнтези, мелодрама, драма, детектив бюджет $150 000 000 сборы в США $122 838 821 сборы в мире + $119 100 000 = $241 938 821 сборы в России $1 623 067 зрители 211.6 тыс. премьера (мир) 25 декабря 2008 премьера (РФ) 5 февраля 2009, «Каро-Премьер» релиз на DVD Июнь 2009 релиз на Blu-Ray Июнь 2009 рейтинг MPAA время 166 мин
Вы можете клясться, вы можете говорить что хотите, но когда дело подходит к концу, вы должны простить всех и все отпустить.
Просмотр фильма Дэвида Финчера, за редким исключением, всегда перерастает в праздник киноманской души…
Скажите, ведь бывали ситуации, когда Вам хотелось повернуть время вспять, отыграть ситуацию назад, что-то изменить, что-то переделать в своей жизни, стать моложе на несколько лет, в конце концов. Мечтал об этом и слепой часовщик, чей сын не вернулся домой с войны, создавая часы, ведущие обратный отсчет. Но время всегда неумолимо, независимо от того в какую бы сторону оно не двигалось. И только в самые сладкие моменты нам хочется воскликнуть фаустовское: «Остановись, мгновение, ты прекрасно».
Народившись в день окончания Первой Мировой войны, потеряв мать при родах, а отца спустя несколько часов, наделенный Творцом уродливой внешностью и неутешительными выводами врачей — именно так начал свой жизненный путь Бенджамин Баттон. Сложно было ему шагать, ведь, обладая в пять лет внешностью 90-летнего старца, живя в доме престарелых и общаясь с умудренным жизнью друзьями, он прожил свою жизнь несясь по встречной полосе, то и дело оглядываясь на навечно потерянных дорогих ему людей. Его пожалели две кровопролитные войны, но только не время. Время разрушает все.
Смотря на краткое описание сюжета, можно впасть в некое заблуждение. Человек, который живет в обратную сторону, человек, победивший время, человек, опровергший законы природы. Но это не так, это не история про очередного супермена, в чем вас может убедить несколько фантастическая завязка всей истории. Вся фантастика в этом месте, пожалуй, исчерпывается. Потому что, это история одного человека. История очень необычная, но весьма и весьма искренне поведанная.
Рассказчик, наш старый знакомый — Дэвид Финчер. А вот способ, в который ведется рассказ, претерпел изменения. Новый фильм Финчера уже не тот — это не взрывоопасный, брызжущий на все стороны энергией и революционными идеями «Бойцовский Клуб», не перехватывающая дыхание «Игра» и не леденящий кровь «7». Теперь Финчер размеренный повествователь, а сам фильм по способу подачи материала больше похож на «Зодиак», ставший в своей время холодным душем для многих поклонников режиссера. Это ровная, почти трехчасовая киноистория, которая затягивает в себя постепенно, минута за минутой, да так, что в последний час вас от экрана сложно будет оторвать. И все же есть один потрясающий эпизод с рассказом про такси, который смотрится как старый добрый Финчер, такой себе привет Дэвида давним поклонникам.
Определенный оттенок трагикомичности набрала история про зрителя в американском кинотеатре, открывшим стрельбу во время показа фильма, из-за надоедливых и не в меру шумных детей. Примерно можно понять его раздражение. Фильм явно не из разряда «попкорновых» или «под пивко покатит», в него нужно погрузится, а значит, смотреть рекомендуется в спокойной, не раздражающей обстановке, а еще лучше в одиночестве.
Подбор актеров на роли в своих фильмах всегда был сильной стороной Финчера-режиссера. Вспомнить хотя бы трио Фриман-Питт-Спейси из «7» и Питт-Нортон-Картер из «БК» или связку Дуглас-Пенн из «Игры». «Загадочная история Бенджамина Баттона» в этом плане вовсе не исключение.
После роли Брэда Питта в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» можно говорить о становлении еще одного (подобно дуэтам Бартон-Депп, Скорсезе-ди Каприо, Скотт-Кроу) в современном кино выдающегося актерско-режиссерского тандема Финчер-Питт. Питта традиционно «обязывают» быть по гроб благодарным Финчеру за развенчание образа Питта как «сладкого мальчика» после ролей в «7» и «БК». Как по мне, то формулировка достаточно натянутая, так как не будь Питт хорошим актером, по мнению режиссера, не быть ему на первом плане ни в одном из трех этих выдающихся фильмов. У Питта сложная роль, но к его чести он с достоинством проделал свою работу. Побывать в одном фильме в коже своего героя в диапазоне возрастов от 16 до 60, и в каждом из них выглядеть убедительно — это немалого стоит. И если уж и вручать Питту когда-либо «Оскар», то роль Бенджамина Баттона будет для такого случая наиболее подходящей.
Партнершей Питта по фильму выступила одна из лучших актрис современности Кейт Бланшетт. Во многом, повторившая подвиг своего подельника, и представшая перед зрителем в возрастах от подросткового до глубокой старости. Стоит ли говорить о том, что Кейт убедительна как в образе первоклассной балерины и любящей женщины и матери, так и в образе лежащей на смертном одре, и искалеченной жизнью старухи.
Их история любви, пожалуй, не имеет аналогов в истории мирового кино. Начав жизнь примерно в один момент, они на встречных курсах, как сверхбыстрые поезда, пронеслись навстречу друг другу, отчаянно цепляясь посредине своего пути за свое общее счастье. Когда люди вместе шагают по жизни это одно, но когда ваше время движется в обратных направлениях, все идет в два раза быстрее. И тогда нужно в тот короткий промежуток успеть сделать больше, прожить жизнь лучше, насытить ее достойными воспоминаниями, в конце концов, запомнить себя счастливым в лучший момент жизни.
Тильда Суинтон появляется в фильме минут на 15, не больше, но запоминается яркой ролью одинокой женщины. Встретившись в холодном Мурманске с Беджамином Баттоном, два одиночества дарят друг другу за те дни такой заряд тепла, которого с лихвой хватает на долгие годы.
Работа гримеров не может не вызвать восхищения — в определенные моменты очень сложно поверить, что цветущих юношу и девушку или наоборот летнего возраста стариков играют сорокалетние актеры. Мастерству людей, отвечавших за грим можно разве стоя поаплодировать.
Композитор Александр Деспла достойно проделал свою работу. Музыкальное оформление фильма под стать всему происходящему на экране. Размеренные, с ноткой благородства мотивы как нельзя лучше ложатся на картинку.
То же касается сценария: создатели, имея в обойме произведение классика Фицджеральда и сценариста «Форреста Гампа» Эрика Рота, вытянули практически беспроигрышный билет. Сценарий отличается своей продуманностью и логичностью, поэтому искать в нем недостатки я даже не берусь.
В целом, получился великолепный, умный, красивый, атмосферный, философский, с образцами великолепной актерской игры и мастерской режиссуры (если не сказать проще и громче — назвав его громким словом шедевр) фильм от одного из лучших режиссеров современности. Пример того, что и в столь критикуемом в наше время Голливуде умеют создавать столь глубокие, сильные и оригинальные фильмы.
В конце, позвольте взять на себя смелость дать рекомендации колеблющимся: смотреть фильм или нет. Если вам не нравился Финчер до этого — мой совет: смотрите, он сейчас совсем другой, если нравился — смотрите тем более, он открылся новыми гранями своего таланта, если же вы о нем и не слышали — смотрите точно, вас ждет приятное открытие.
Кадры из фильма:
|