Pirates of the Caribbean: At Worlds End/Пираты Карибского моря 3год 2007 страна США слоган «At the End of the World, the Adventure Begins» режиссер Гор Вербински сценарий Тед Эллиотт, Терри Россио, Стюарт Битти, ... продюсер Джерри Брукхаймер, Брюс Хендрикс, Jack Kney, ... оператор Дариуш Волски композитор Ханс Циммер жанр боевик, фэнтези, комедия, приключения бюджет $300 000 000 сборы в России $30 850 884 сборы в США $309 420 425 сборы в мире $651 576 067 премьера (мир) 19 мая 2007 премьера (РФ) 24 мая 2007, «BVSPR» рейтинг MPAA время 168 мин
Раскачиваясь на сюжетных качелях от крайности до крайности, пираты третьего созыва то ли стремятся постигнуть драматические высоты флибустьеровских саг, то ли ввергаются в порыв чистого приключенческого действия. То ли серьезно, то ли в шутку. То ли сюда, то ли обратно.
Это отнюдь не значит, что триквел ни то ни се, просто он должен был быть совсем другим. По моему предчувствию и ощущению. А по всем выходным данным ощущение одно — режиссера подменили, это не Гор и не Вербински. Он хотел слишком многого, но большее и лучшее из стремлений ушло в слова и пространности. «Одиссея» прочитана от корки до корки и реорганизована на новых основаниях.
Последний элемент не только подытожил эпос, но и стал тем аллегорическим кораблем, который кидает с одной волны на другую, и который переворачивается вверх дном тогда, когда не требуется. Вышел смертельный номер, трюк, смотреть который интересно, и денег на который потратить не жалко, потому что дух обязательно захватит и с адреналином все сложится. Но ясно, что все сведено к отточенной технике и к совершенному аттракциону.
Тем более, что «пираты» и выросли из аттракциона — для всего фильма определение «аттракцион» всегда как нельзя лучше отражало его суть и суть его рождения. Так что констатация факта о подлинности развлекательных целей не только в этом случае не обидна, она выражает эго грандиозного брукхаймеровского проекта. Если есть Брукхаймер — будет блокбастер, Брукхаймер на другом не специализируется. И ведь все было, было, а теперь вроде и есть — но почему-то не так. Каждый плюс оборачивается минусом. Механистичность и отсутствие связного не только текста, но и сценария в целом, склеивается единым безостановочным трюком.
Долго к нему готовятся, долго хлопают в ладоши, долго дают барабанную дробь, — когда и не весело, и не знаешь, чего дальше ждать. Лишь бы закончилось благополучно. Потом начинают раскачиваться — от полемики к экшену, от экшена к выяснению отношений, от психологизмов к экшену. Кто куда бежит, кто кого заложил, кому до кого какое дело — вообще не важно. Важно, чтобы качели не остановились, чтобы ритм нагнетался — иначе все пойдет к чертям. Но вот в чем загвоздка: не осталось в этом раскачивании души прошлых серий, нет их зажигательной легкости и обманчивой перспективы экспромта.
Есть всеобъемлющая каша всеблагих режиссерских-продюссерских намерений «вырулить»: мыслей очень много, времени очень мало. И тогда «все смешалось в доме». Герои такие полнокровные, такие многогранные, что не вовремя как будто. Калипсо по тому, насколько сильно она не нужна в кадре, к развязке становится Коллапсо, и жалко Кракена, которому места вообще не нашлось.
По Джеку-Воробью «мир тот же, содержимого стало меньше…» — по Вербински из-за потери Кракена меньше не стало, стало больше из-за того, что второстепенные и третьестепенные персонажи получили право голоса. Все разом заговорили, неразбериха усугубилась. Поскольку такое дело, зря третья часть стала последней: лучше бы мы увидели еще две-три, но зато с более вменяемыми и полезными для рассуждений мотивировками. Сейчас, чтобы попытаться разобраться или вспомнить, надо пересмотреть: очень интересуют детали, взаимосвязанные с материалом предшествующим.
Нет, в фильме действительно потрясающая графика, и ее тоже сделалось гуще, как и важнейших персоналий. Идеи в общем великолепные, фантазия бьет фонтаном креатива и тянет на гран-при на конкурсе детской книги. (Гарри Поттер кусает локти в уголке на скамеечке). Положа руку на сердце, замечательный ералаш несмотря на все то, — если бы не ностальгия по утраченной гармонии, по настроению предшественников и по их незатейливой милоте. По былому контексту.
В финале тяжело, куда сложнее и серьезнее: все получили капитанства, все схлопотали, все влюбились, все перецеловались, все поинтриговали. В русском дубляже забыли воспроизвести псевдоафриканский акцент темнокожей мадемуазель. Обезьянкой напоследок выстрелили из пушки — Гринпис будет недоволен. Собака наконец-то принесла ключи не от пиратского рая, а от кодекса пиратской чести. Смешно, слава богу. Рядом с дошкольностями вприпрыжку скачут психологические наблюдения на предмет всамделишных характеристик героев: с ними все в порядке, потому что у каждого свое «плохо» и свое «хорошо». Опять слава богу, что научились обходиться без стопроцентных демонов и ангелов.
Кира Найтли нынче нарасхват, но кто ее целует, тот — покойник. Джонни Депп расходует мимические запасы в хвост и в гриву, пластика дошла до оторванности абсолютной, но Деппа хотелось больше, как во второй части, а его снова стало меньше, как в части первой. Билл Найи и Джеффри Раш с другими актерами, чьи имена не столь, но игра на уровне, прикрывают своими телами зияющую амбразуру сценарной чехарды. Орландо Блум — он и на пиратском судне Орландо Блум, ни отнять, ни прибавить. На юмор надели короткие штанишки, Кит Ричардс свирепо повел вокруг себя мутным взором, а артисты на ролях отпетых авантюристов в легкую заткнули за пояс исполнителей романтического амплуа.
Абордажи, прокрутки вокруг матч, разного вида дуэли и балетные схватки радуют глаз наряду с последними наработками по спецэффектности и гриму. Но зачем многое продолжается тогда, когда должно кончиться еще посередине мизансцены? Почему так глубокомысленно, путано и глыбальной поступью каменного гостя? Если Вербински боялся, что без этого выветрится обаяние его эпоса — оно выветрилось с этим.
Но, невзирая на всяческие издержки завершающих моментов, трилогия, эксплуатирующая стихийность карнавала и феерию праздника, свершилась. И уже заняла прочное место в сонме почитаемых культобъектов современного кино, заслуженно.
PS: и насчет оценки. Ниже восьми поставить не имею права, поскольку средний балл проистекает из совокупности творческих и профессиональных компонентов: (сценария, игры, замысла, спецэффектов, зрелищности, музыки, операторской работы, грима). Ко всему прочему, не всякий станет читать рецензию, которая является субъективной, (как любая реакция на сферу искусства, где правила и схемы смерти подобны). Зато всякий увидит итоговый балл на той же странице фильма. Оценка восемь указывает на очевидность, что смотреть нужно хотя бы для составления самостоятельного мнения. Екатерина Русанова
Интересные факты: Во время встречи «три на три» на песчаной отмели, звучит адаптированная версия композиции Эннио Мориконе, использованной в картине Серджио Леоне 1968 года «Однажды на диком Западе» (C'era una volta il West). В оригинальной картине данная композиция звучала во время финальной перестрелки. Съемки второй и третих картин пиратского френчайза проходили одновременно. Сделано это было специально для того, чтобы сэкономить время (чтобы не посещать экзотические места проведения съемок повторно) и деньги. Тем не менее осенью 2006 года съемочная команда собралась вновь, чтобы завершить съемки картины (к этому моменту была отснята лишь треть материала). Общий бюджет триквела составил внушительную сумму в 300 млн. долларов США. Таким образом, к настоящему моменту фильм является самой дорогой картиной в истории Голливуда. Установив дату выхода в прокат на конец мая 2007 года, продюсеры проекта загнали сами себя в тупик – практически вся работа над триквелом шла в условиях жесткой нехватки времени. В частности, в момент начала съемок картины сценарий еще не был закончен. Мировая премьера официального трейлера в марте 2007 года была сорвана по вине отечественных прокатчиков. За два дня до премьеры ролика на официальном сайте Диснея русскоязычный трейлер просочился в сеть. Гитарист группы «Роллинг Стоунз» Кит Ричардс исполнил в картине эпизодическую роль отца Джека Воробья. Джонни Депп не раз отмечал, что работая над образом Джека Воробья, копировал манеру поведения Ричардса, поэтому приглашение легенды рока в одну из частей френчайза было лишь делом времени. При работе над сиквелом этого сделать не удалось, но к триквелу все формальности были наконец улажены. В каждой части френчайза после титров следует небольшая бонусная сцена для самых терпеливых зрителей. Не стала исключением и третья картина. Копии для кинотеатров по старой доброй традиции были зашифрованы, поступив в распоряжение владельцев кинозаведений под фейк-названием «Rummy 3» (Rummy = ром). В момент, когда экран в зале полностью темнеет и вся команда, отправившаяся на помощь Джеку, оказывается на Краю Света, можно услышать голоса и музыку, задействованные в «пиратском» аттракционе в Диснейленде, благодаря которому френчайз и обрел кинематографическую жизнь. В первой картине трилогии имя капитана Барбоссы не упоминалось (лишь в комментариях на DVD-диске). На сей раз имя Барбоссы (Гектор) упоминается в ходе развития сюжета. К настоящему моменту картина владеет двумя рекордами североамериканского бокс-офиса: самый широкий релиз (4362 кинотеатра) и лучший старт Мемориального уикенда (заключительного уикенда мая, 139,8 млн. долларов за 4 дня). В третьей части была нарушена традиция предыдущих картин френчайза, начинавшихся со вступительных титров. На сей раз до титров можно увидеть вступительную сцену. Для съемок сцены, в которой обезьянка Джек дрожит от холода, настоящую обезьяну посадили на вибрирующую коробку. Пиратский совет проводился и в реальной жизни, но было это всего лишь один раз за всю историю. Первая картина трилогии, в которой зрители узнали имена придурковатых пиратов – Пинтел и Раджетти. Появление Джека Воробья на экране происходит лишь на 33-й минуте фильма. Зеленая вспышка является существующим на самом деле оптическим феноменом (хоть и случается это крайне редко). Данный феномен можно наблюдать во время заката или восхода, и лучше всего это делать, находясь в море. Накануне съёмок в соляной пустыне неожиданно хлынул дождь, и пустыня мгновенно превратилась в море. Совет Пиратского Братства действительно существовал, но назывался он Братство Побережья. Для освещения бухты Погибших кораблей понадобилось 3500 свечей. «Пиратский кодекс» - это талмуд, размером 50 на 70 см и весом около 35 кг, содержащий тысячу пергаментных страниц. В кадре его таскают пиратские библиотекари, похожие на 90-летних музыкантов группы ZZ Top. Для Хранителя «Кодекса»(Кейта Ричардса) пришлось сделать копию «Кодекса» весом в 4,5 кг. Сражение пиратов с армадой Ост-Индской компании снимали в огромном ангаре, который построили в 1983 году для 100 самолётов-бомбардировщиков. Проливной дождь в кадре - это 100 000 литров воды в минуту, выливаемые на корабли. В третьей части «Пиратов» есть сцена, в которой на палубу «Чёрной жемчужины» обрушиваются тысячи маленьких крабов, сносящих всё на своём пути. Компьютерных крабов рисовали на основе 175000 синих пластиковых мячиков, которыми во время съемок закидывали палубу. Съемки пришлось прервать на час, потому что актёры и члены съемочной команды тут же похватали мячики и начали швыряться ими друг в друга. Когда Джонни Депп закончил съемки и должен был уезжать, съемочная группа подарила ему огромный торт с кучей марципановых корабликов и надписью 'Дорогой капитан Джек, пусть твой компас всегда приводит тебя к нам. Спасибо.' От умиления Депп прослезился. Съемки картины проходили на Багамах, Бермудах, в Лос-Анджелесе и Сингапуре, где авторы проекта снимали восточные пейзажи для фильма. Композицию Эннио Мориконе во время встречи «три на три» адаптировал никто иной как...Гор Вербински. Он профессионально играет на гитаре.
Кадры из фильма:
|