Black Hawk Down/Черный ястреб
год 2001
страна США
слоган «Спецназ не сдается. Он выполняет приказ или погибает.»
режиссер Ридли Скотт
сценарий Марк Боуден, Кен Нолан
продюсер Джерри Брукхаймер, Гарри Хемфрис, Бранко Лустиг, ...
оператор Славомир Идзяк
композитор Ханс Циммер
жанр боевик, драма, военный, история
бюджет $92 000 000
сборы в США $108 638 745
сборы в мире $64 350 906
премьера (мир) 18 декабря 2001
премьера (РФ) 21 марта 2002, «Каскад»
рейтинг MPAA R
время 142 мин
Рецензия:
Сомали, 1993 год. Страна вымирает от голода, число жертв превысило триста тысяч человек. Миротворческие силы ООН пытаются восстановить порядок и организовать поставки продовольствия. В помощь им Вашингтон выслал полтысячи человек из элитных подразделений американской армии, знаменитые отряды "Дельта" и армейских рейнджеров. В городе Магадиша хозяйничает и творит беспредел полевой командир Айдид, убивая мирных граждан и отбирая гуманитарную помощь. В определенный момент орлы из Вашингтона решают провести операцию по захвату Айдида в его резиденции. План операции выглядит так: днем колонны из грузовиков и БТРов продвигаются по дружественной территории в городе; с вертолетов идет слежка за машиной осведомителя, который должен остановится у здания, где предположительно будет находится Айдид; затем следует штурм здания и захват всех подозрительных лиц. Учитывая простоту операции солдаты собираются по принципу: "к обеду будем, нечего тащить с собой всякие тяжести". А именно: ночное видение, флягу с водой, бронежилет. Такова завязка сюжета нового блокбастера от режиссера Ридли Скотта и продюсера Джерри Брукхаймера, рассказывающего о неудаче американских военных в ходе операции в Сомали, основанный на реальных событиях, как это указано в самом начале фильма, и книге Марка Боудена, о чем сообщают финальные титры. Конечно же, ничего хорошего из подобного демарша не получилось, отряд попал в засаду, превратившись в разрозненные группы бойцов, у которых теперь одна задача - выжить на вражеской территории, один из вертолетов "Черный Ястреб" сбит и срочно требует эвакуации выживших членов экипажа. Через некоторое время сбивают и второй вертолет. Фильм больше напоминает репортаж с поля боя, где невозможно выделить какого-либо главного персонажа, вокруг которого строится все действие и чье лицо мелькает к месту и не к месту. Все действие поделено в равной степени между десятком персонажей, каждый из которых действует в своем участке города. Молодой офицер, только что назначенный взводным (Джош Хартнетт); матерый сержант (Том Сайзмор), ведущий колонну машин; казарменный писарь, не нюхавший пороху (Эван МакГрегор); экипажи сбитых вертолетов, вынужденных ждать подкрепления и эвакуации; пара солдат, которых забыли взять с собой при смене позиции; генерал, сидящий в штабе и наблюдающий со спутника, как погибают его солдаты. Говорить о серьезных актерских работах не приходится, по той простой причине, что отличить актера Джоша Хартнетта от актера Эвана МакГрегора в полной боевой выкладке рэйнджеров не представляется возможным. Однако есть один запоминающийся актерский эпизод: когда персонажу Тома Сайзмора говорят, что, мол, не надо тебе туда возвращаться, он ничего не отвечает, но его ухмылка дорогого стоит, ее стоит видеть. Хотелось бы сразу предупредить, что "мяса" в фильме много: оторванные пальцы и руки, разорванный напополам солдат, шепчущий последние слова; попытка пережать бедренную артерию в полевых условиях; разрываемые пулями крупного калибра тела. Фильм сугубо мужской, в нем нет ни одного женского персонажа вообще, поэтому большей и лучшей части человечества, его не то что бы не нужно смотреть, а просто будет не интересно. Однако уровень, заданный фильмом Поля Верхувена "Звездный Десант" на мой взгляд, все-таки не превзойден. Пафоса, неизменного спутника всякого военного фильма последних лет, несколько меньше, чем ожидал я, особенно после предпоследнего фильма Брукхаймера, агитки "Перл-Харбор". Однако это не значит, что его нет совсем. В некоторых сценах пафос и "ура"-патриотизм просто стекают с экрана вместе с кровью персонажей. Уже традицией стало завершать любой фильм "про войну" политической речугой в исполнении одного из выживших героев. На сей раз, эта честь досталась Джошу Хартнетту, произносится она над упакованным в пластиковый мешок телом погибшего товарища. Кстати, если приглядеться, то станет заметно, что актер, играющий "павшего товарища" мигает уголком глаза. Речь же сводится к тому обычному набору заученных фраз: все мы люди, война это не есть хорошо и т.д. Банальности, которые иногда стоит говорить, но почувствовать их можно только оказавшись в подобной мясорубке, да хранят нас от этого боги. Впечатление от этого фильма двойственное. С одной стороны, устали мы уже от полу-документальных экранизаций исторических событий на военную тематику, которых на нас свалилось за последнее время более чем достаточно. С другой фильм совершенного грамотно сделан, если не со смысловой точки зрения, то с визуальной. Если отнестись к "Черному Ястребу" именно как к боевику, пусть и снятому по реальным событиям, то фильм способен доставить удовольствие при просмотре.
(с) Павел Украинцев
Кадры из фильма:
Оскар, 2002 год
Победитель (2):
Лучший звук
Лучший монтаж
Номинации (2):
Лучший режиссер (Ридли Скотт)
Лучшая работа оператора
Премия канала «MTV», 2002 год
Номинации (2):
Лучшая экшн-сцена
Лучший фильм
Британская академия, 2002 год
Номинации (3):
Лучшая работа оператора
Лучший звук
Лучший монтаж